Рубрикатор
 
  ТЕХНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ  (61)
  ПСИХОЛОГИЯ  (18)
  ИНДИКАТОРЫ  (10)
  ИНТЕРВЬЮ  (5)


Психология
статей в рубрике (18)

Как сломать эмоциональные модели
Как включить подсознание
Модели рыночного успеха
Психологический настрой трейдера
Управление эмоциями в трейдинге
Основные причины неудач в торговле
Поведенческие модели трейдера
Управление деньгами и контроль за риском в торговле
Как не застревать в проигрышной сделке
Моральный дух трейдера
Торговля по правилам: психологический аспект
Личная ответственность
Управление риском
Особенности национальной торговли
• Развитие мастерства торговли через исследование
Почему торговля настолько трудна
Планирование своих потерь
Гармоничная торговля

Развитие мастерства торговли через исследование

Категория: ПСИХОЛОГИЯ
Бретт Стинбергер |


  Бретт Н. Стинбергер - доктор философии и профессор Психиатрии в Медицинском Университете в Сиракузах, шт. Нью-Йорк. Он также является активным трейдером и пишет статьи по рыночной психологии. Автор книги "Психология торговли" 2003г., доктор Стинбергер опубликовал более 50 статей по краткосрочным подходам к изменению поведения трейдеров.

  Когда люди узнают о том, что я являюсь активным трейдером и профессиональным психологом, они естественно хотят услышать от меня о возможных методах для того, чтобы справляться с эмоциями в торговле. Это действительно важная тема и позже в этой статье мы также ее коснемся. Но существует гораздо больше в психологии и торговле, чем "психология торговли" и это является основой, которой и посвящена данная статья. Я хотел бы обратиться к удивительно забытой проблеме - Как достигнуть мастерства в качестве трейдера?

  Оказывается, существует два широких ответа на этот вопрос - концентрация на количественном и качественном понимании рынка. Это также можно представить как специализация на исследовании и специализация на распознании моделей, соответственно. Эти специализации намного больше, чем просто академические или теоретические вопросы. То, как мы рассматриваем знание и изучение рынков, будет определять стратегии, которые мы будем использовать и, весьма вероятно, результаты, которые мы получим. В этой статье мы исследуем эти два подхода и затем я предложу третий, уникальный подход, который возник после недавнего исследования по психологии изучения. Я уверен, что этот третий подход, основанный на неявном изучении, имеет важное практическое значение для нашего развития как трейдеров.

Развитие мастерства через исследование

  Ответ через исследования на наш вопрос говорит, что мы получаем изучение и опыт торговли, выполняя превосходные исследования. Мы собираем базу данных рыночного поведения, и затем исследуем переменные (или комбинации переменных), которые в значительной степени связаны с будущими ценовыми тенденциями. Это путь механических систем торговли. Мы становимся более опытными, как аргументировал бы трейдер, использующий по механической системы, выстраивая лучшие метода входа и выхода, добиваясь самого низкого спада, наименьшего уровня риска, самой большой доходности и т.д.

  Разновидность данного подхода можно наблюдать у трейдеров, которые полагаются на стратегии, связанные с источником данных. Вопросы, связанные с источником данных заключаются в том, может ли отдельная система соответствовать всем рынкам или быть приемлемой для всех временных масштабов. В качестве примера можно привести фразу, популяризированную Виктором Нидерхоффером - рынок воплощает "изменяющиеся циклы". Комбинация предсказывающих инструментов, которые работали на бычьем рынке 2000 года, может быть бедственна год спустя. Источник данных, следовательно, участвует в непрерывном исследовании - моделирование и перемоделирование рынков, чтобы захватить изменяющиеся циклы.

  Существуют гибридные стратегии исследования, в которых определяется множество готовых механических систем, применяемых затем к конкретному источнику данных (к конкретным рыночным инструментам), чтобы увидеть, какие из них имеют прогнозирующую ценность в настоящее время. Просматривая бесчисленное количество акций, индексов и т.д. посредством множества систем, возможно, определить, какие системы работают лучше всего для конкретного инструмента.

  Как знает большинство трейдеров, риск стратегий на основе исследования заключается в чрезмерном приспособлении. Если вы определяете достаточно параметров и периодов времени, то, в конечном счете, вы найдете комбинацию, которая очень хорошо предсказывает прошлое. Но при этом, нет ничего необычного в том, чтобы найти оптимизированную стратегию исследования, которая будет показывать весьма слабые результаты при продвижении вперед. Уважаемые исследователи развивают и тестируют свои системы на независимом наборе данных, чтобы продемонстрировать надежность их результатов.

  Могут ли количественные стратегии на основе исследования обеспечить успех на рынке? Я полагаю, что ответ определенно "да". Взгляд на самые успешные хеджевые фонды показывает доминирование таких стратегий. Некоторые стратегии выбора рыночных инструментов на основе исследования, вроде сезонных моделей Джона Маркмана и системы Линии ценности, показывают долгосрочные результаты, которые исключают простое случайное попадание.

  Но верно и то, что многие успешные трейдеры не полагаются ни на механические системы, ни на выбор источника данных. В действительности, один из самых интересных выводов Джека Швагера в его "Рыночных волшебниках", где он берет интервью у блестящих трейдеров, заключается в том, что опытные трейдеры использовали широкий диапазон стратегий. Некоторые были более количественными; другие полагались исключительно на дискретное рассуждение. Некоторые самые известные рыночные участники - например, Уоррен Баффет и Питер Линч, использовали исследования в своей работе, но, в конечном счете, при принятии решений основывались на своем суждении - их личном синтезе этого исследования. Количественные стратегии могут захватить рыночное поведение, но кажется, все рыночное поведение не может быть упрощено до простой арифметики.

Развитие мастерства через распознание моделей

  Второй основной подход к развитию торгового мастерства основывается на распознании моделей. Рынки показывают модели, которые повторяются через какое-то время в различных временных масштабах. Трейдеры приобретают опыт, получая информацию относительно этих моделей и затем стараются распознавать эти модели самостоятельно. Аналогию можно найти в изучении медицины, когда студент учится диагностировать какую-либо болезнь, например пневмонию. Каждая болезнь определяется конкретным набором признаков и симптомов. Делая соответствующие исследования и проводя надлежащие наблюдения за пациентом, студент - медик может собрать необходимую информацию, чтобы признать пневмонию. Становление опытным доктором требует наблюдения многих пациентов и получение достаточной практики в быстром и аккуратном сборе всех частей необходимой информации.

  Наиболее яркий пример достижения торгового опыта через распознание моделей - это наличие большого количества литературы по техническому анализу. Большинство книг по техническому анализу походит на книги, которые изучают студенты медицинского института. Они пытаются группировать рынок по "признакам" и "симптомам" в опознаваемые модели, которые помогают трейдеру "диагностировать" рынок. Некоторые из моделей могут быть графическими моделями; другие могут основываться на идентификации циклов, конфигурации осцилляторов и т.д. Подобно врачу, технический аналитик накапливает опыт, изучая многие рынки и учась идентифицировать модели в режиме реального времени.

  Обратите внимание, как подход к достижению торгового мастерства через распознание моделей ведет к совершенно отличной методике обучения трейдеров. С точки зрения исследования, трейдеры учатся улучшать свою торговлю, проводя более лучшие исследования. Это означает учиться использовать более сложные инструменты, собирать больше данных, раскрывать лучших предсказателей и т.д. Однако, с точки зрения распознания модели, торговый успех не будет достигаться путем большего количества исследований. Скорее, выполнение прямых инструкций экспертов и массовая практика их применения ведет к развитию компетентности (снова, подобно медицинской школе, где бытует изречение - "Видеть, делать и преподавать одно и то же").

  Другое различие состоит в том, что исследование отвечает за получение удовлетворения от торговли как от науки. Мы получаем знание, раскрывая новые наблюдения и модели. Распознание моделей отвечает за получение удовлетворения от торговли как от деятельности, связанной с исполнением. Мы достигаем мастерства через постоянную практику. То же самое можно наблюдать у атлетов, музыкантов и ремесленников.

  Может ли быть достигнуто достаточное мастерство в торговле через изучение моделей от других экспертов и затем получая опыт, распознавать их самостоятельно? Казалось бы, что да - это выглядит так же, как развиваются мастера в спорте. Также существуют примеры такого развития в торговле - например Линда Рашке является превосходным примером такого изучения, которая берет за основу подход распознания моделей. Однако, мои беседы с трейдерами, которые пользовались ее сервисом по обучению такому подходу на ее сайте, оставляют у меня некоторые сомнения относительно того, что они приобрели выгодные навыки для того, чтобы идти дальше к собственному становлению успешными независимыми трейдерами. Эксперимент Ричарда Денниса с "Черепахами", возможно, является самым известным примером того, как опыт (в этом случае, система торговли на основе моделей) может быть смоделирована для людей с небольшой рыночной подготовкой и приносить положительные результаты.

  И все же существуют сомнения относительно реальной ценности моделей, обычно описываемых в рыночных книгах. Всестороннее исследование стратегий технического анализа нашло очень мало свидетельств их эффективности. Попытка количественно оценить технический анализ моделей, осуществленная Эндрю Ло из "MIT" выяснила, что модели действительно содержат информацию о будущих рыночных движениях, но едва ли настолько, насколько это преподносится. Поскольку распознание модели влечет за собой здоровую меру рассуждения, очень трудно демонстрировать их эффективность вне анализа конкретного эксперта. Другими словами, опытный трейдер может использовать больше информации в торговле, чем он может описать. Это, конечно же, имеет место и в спорте среди атлетов. Хотя они могут описать то, что они делают, очевидно, что их мастерство простирается далеко за пределы применения ограниченного набора правил или моделей.

  Этот феномен был предметом обширного изучения в психотерапии. Оказывается, что действительно существует разница в результатах между опытными врачами и новичками. Но также оказывается, что существует различие между тем, как опытные врачи описывают то, что они делают и то, что они фактически делают на своих сеансах. Это было отмечено еще Фрейдом. В то время как он защищал набор строгих терапевтических процедур, которым необ ходимо следовать, его собственные случаи значительно отклонялись от них. Что, кажется, работает в терапии - не то, что врачи сосредотачиваются на своих поведенческих методах, психоаналитических методах и т.д., а пути, которыми они их применяют. Использование любых методов действенным способом, который получает доверие и соответствует пониманию клиента, более важно, чем набор процедур, воплощенных в любом из методов.

  То же самое вполне может быть и в торговле. Опытные трейдеры могут описать свою работу в терминах моделей ценовой изменчивости, дивергенции импульса или вложения циклов, но могут быть определенные способы, которыми эти модели используются, что приходит с опытом. Великие трейдеры могут быть способны идентифицировать модели в своей работе, но не вполне очевидно, что их успех связан с их моделями.

Неявное изучение

  Термин "неявное изучение" берет свое начало с исследования Артура Ребера из Бруклинского колледжа в середине 1960-ых. С того времени, это была активная область исследования с публикацией многочисленных статей в журналах и книгах.

  Неявное изучение может быть противопоставлено подходам, связанным с исследованием и распознанием моделей, описанным выше, которые являются примерами явного изучения. Проводя исследование или получая инструкцию по рыночным моделям, мы изучаем рынки сознательным, намеренным способом. Неявное изучение предполагает такую же часть мастерства, которое мы приобретаем в результате процессов, которые являются неосознанными и непреднамеренными.

  Простой пример, взятый из работы Ребера иллюстрирует данную идею. Предположим, что я изобретаю "искусственную грамматику". В этой грамматике существуют правила, которые определяют, какие буквы могут следовать за данными буквами, а какие не могут. Если я использую очень простую грамматику, вроде "MQTXG", тогда каждый раз, когда я показываю букву "М", то она должна сопровождаться буквой "Q", а когда я показываю "T", то она должна сопровождаться "X".

  Ключевым в исследовании является то, что изучающим ее людям не говорят заранее правила грамматики. Им просто показывают буквосочетания (например, "QT") и спрашивают, является ли это "грамматически" правильным или нет. Если они получают ответ "неправильно", им дают правильный ответ и затем показывают другое сочетание. Это продолжается много раз.

  Интересно, что участники, в конечном счете, становятся весьма опытными в различении грамматически правильных сочетаний от неправильных. Если им показывают "TX", они знают, что это "правильно", а "TG" нет. Однако, если вы просите, чтобы они описали, как они определяют, что буквосочетание является грамматически правильным или нет, они не могут сформулировать какого-либо определенного набора правил. Действительно, многие участники настаивают, что расположение букв является случайным даже при том, что они отличают "грамматически" правильное расположение от неправильного с большой вероятностью попадания.

  Ребер назвал это неявным изучением, потому что оказалось, что участники эксперимента действительно узнали кое-что о представленных им моделях, но это изучение было несознательным и ненаправленным. Ребер и последующие исследователи в этой области, вроде Акселя Клиреманса из Брюсселя, предлагают, что многие навыки исполнения, вроде езды на велосипеде и изучения языков, приобретены исключительно этим способом. Мы знаем, что делать, даже с большим мастерством, но не можем вербально объяснить, что мы знаем или разбить наше знание на набор моделей или правил.

  Такое неявное изучение демонстрировалось в лабораторных условиях в разнообразных экспериментах. Клиреманс и МакКлелланд, например, высвечивали огоньки на экране компьютера, появляющиеся в шести различных местах экрана. Принимавшие участие в эксперименте должны были нажать клавишу, соответствующую местоположению огонька на экране. Были достаточно сложные правила, определяющие, где вспыхнет огонек в следующий раз, но эти правила не были известны участникам. После многочисленных испытаний, участники стали очень хорошо угадывать местоположение будущего огонька, что продемонстрировало уменьшение времени на ответ. При этом важно, что когда огоньки высвечивались на экране абсолютно случайным образом, такого сокращения времени на ответ не наблюдалось. Это было знаменательным результатом, так как модели, выбранные участниками, не были только вне их сознательного понимания - они были также математически сложными и выходили за пределы вычислительных способностей участников! (Подобно рынкам, модели была фактически "шумными", т.е. сочетанием моделей и случайных событий.)

  Кажется, что необходимо множество повторений прежде, чем неявное изучение может произойти. Тысячи испытаний в экспериментах Клиреманса и МакКлелланда не являются чем-то необычным для этого исследования. Кроме того, кажется, что состояние внимания участников является критически важным для результатов. В обзоре исследования, Клиреманс, Дестребекц и Бойер сообщают, что, когда участники исполняют задачи эксперимента с рассеянным вниманием, неявное изучение очень страдает. Это привело Клиреманса к предположению, что неявное изучение является родственным изучению, демонстрируемому нейронными сетями, в которых могут выделяться сложные модели через представление многочисленных примеров.

  Неявное изучение предполагает провокационную гипотезу - возможно, опыт в торговле является родственным опыту в психотерапии. В то время как врачи говорят, что их работа основана на исследовании и используют методы на основе теории, фактические факторы, которые объясняют положительные результаты, неявны, и приобретены в течение многих лет работы с пациентами. Точно так же трейдеры могут приписывать свои результаты исследованию или моделям, на основании которых они торгуют. В действительности же, исследование и модели просто являются "обложкой", которые делают легитимным наблюдения многих рынков за определенный период времени. Это неявное изучение рынков через более чем тысячи "испытаний" и ведет к мастерству в торговле, а не сознательные стратегии, которые выражают трейдеры.

Развитие мастерства в торговле

  Перспективы такого неявного изучения можно наблюдать в результатах, обнаруженных Швагером. Существует много способов погружения в рынки: через исследование, наблюдение графиков, чтение ленты тиккера и т.д. Конкретный подход менее важен, чем само погружение. Мы достигаем мастерства в торговле тем же самым способом, которым участники эксперимента узнавали искусственную грамматику Ребера. Мы видим достаточно много примеров при соответствующем состоянии внимания и концентрации, что мы становимся способными интуитивно постигнуть основные модели. Важным моментом является то, что мы учимся чувствовать наше знание рынка прежде, чем мы становимся способными вербализировать это. Хотя вообще простое "движение со своими чувствами" часто является рецептом для серьезных потерь, однако, я полагаю, что также имеет место тот факт, что наши эмоции и внутреннее чувство могут быть важным источником рыночной информации.

  Причина этого связана с нейробиологией мозга. В своей великолепной статье "Исполнительный мозг: лобные лепестки и цивилизованное сознание" Элконон Голдберг из Нью-йоркского университета обобщает свидетельства, которые предполагают разделение труда нашими полушариями. Правое, невербальное полушарие головного мозга становится активизированными, когда мы сталкиваемся с новыми стимулами и информацией. Левое, вербальное полушарие более активно в обработке обычного знания и ситуаций. Когда мы сначала сталкиваемся с новыми ситуациями, как на рынках, мы будем склонны обрабатывать информацию не вербально, что означает неявно. Только, когда мы сделали эти модели очень знакомыми, будет перемещение к обработке левым полушарием и способность описать словами некоторую часть нашего понимания. Как мы знаем из изучения местного потока крови в головном мозге, правое полушарие также активизировано при эмоциональных состояниях. Не удивительно, что наше понимание новых моделей, будь то в искусственной грамматике или на рынках, проявилось бы как чувство тенденции, а не как анализ определенных правил.

  Итак, теперь мы подошли к традиционной области торговой психологии. Как мы узнаем, когда наши чувства передают реальную информацию для торговли и когда они вмешиваются, создавая конфликт успеха/неудачи, риска/безопасности и т.д.? Это не столь просто настроить свои эмоции, когда вы торгуете. Большая часть того, что вы могли бы знать о рынках, может принимать форму неявного изучения, которое кодируется невербально.

1. многие называют, немногие выбирают - я полагаю, что перспектива неявного изучения помогает объяснить, почему так немного трейдеров, в конечном счете, преуспевают в своем ремесле. Весьма просто, они не могут преодолеть свои кривые изучения. Если, действительно, требуется тысячи испытаний, чтобы выполнить успешное неявное изучение, большее число трейдеров разорилось бы к тому времени. Многие не смогли бы пережить такое число испытаний просто из-за требуемого времени и энергии. Невозможно выдерживать нагрузку полной рабочей недели и обеспечивать степень погружения в рынки, необходимую для неявного изучения. С другой стороны, невозможно получить достаточный доход от торговли, не развив мастерство, связанное с годами опыта. Частично занятые трейдеры никогда не развивают необходимое мастерство по этой же самой причине, как вряд ли добьются выдающегося успеха частично занятые шахматисты или атлеты. Просто по практическим соображениям, связанным с обеспечением семьи, зарабатыванием на жизнь и т.д., немного людей могут подвергнуться стадии "голодающего художника" для формирования навыков.

2. эмоции сталкиваются с торговлей - Это почти универсальное наблюдение среди трейдеров, торгующих полный день, которое охватывает важное понимание. Страх, жадность, самонадеянность, самобичевание - все это может вредить даже самой механической торговле. Действительно, когда Линда Рашке и я рассмотрели 64 трейдера для выяснения их индивидуальности и моделей поведения, нейротизм (тенденции испытывать отрицательные эмоции) проявлялся как главный фактор, связанный с торговыми трудностями. Это имеет смысл с точки зрения неявного изучения. До той степени, до которой трейдер сосредоточен на своем страхе, чувстве собственного достоинства, фантазиях и т.д., его внимание отвлечено от процесса изучения. Проблема может быть не столько в эмоциональности, так как есть много очень эмоциональных, но успешных трейдеров. Скорее, проблемой может быть степень, с которой эмоции сталкиваются с познавательным процессом, отвлекая внимание. Концентрация на отрицательных эмоциях может быть намного большей проблемой, чем фактическое их преодоление. Многие выдающиеся трейдеры "взрываются", когда совершают ошибку новичка. Для них, однако, шторм быстро проходит. Менее успешные трейдеры, кажется, менее способны преодолеть проблему. В результате, они становятся загнанными в цикл вины, увеличивая чувство неловкости и дальнейшего самообвинения. Как психолог, я склонен помогать трейдерам испытывать свое расстройство и быстро совладать с этим, вместо того, чтобы "преодолевать" это состояние в целом.

3. преимущества изучения торговли вместо инвестиций - Если распознание сложных моделей требует многих тысяч наблюдений различных рыночных состояний, то задача трейдера сделать этот процесс максимально эффективным насколько только возможно. Я считаю, что может быть больше преимуществ изучения торговли в противоположность инвестированию, просто потому что краткосрочные трейдеры склонны наблюдать много моделей в ходе отдельного дня или недели. Инвестор, наоборот, может обратить внимание на модель каждые несколько месяцев или лет, очень продлевая время, необходимое для неявного изучения. Эта динамика может объяснить, почему многие из наиболее успешных трейдеров, которых я встречал, имели опыт торговли в биржевом зале. В быстро изменяющейся среде биржевого зала, сделка может длиться считанные секунды или минуты, с выполнением многих сделок в течение дня. Сложные стратегии и графический анализ не годятся, когда временная структура сжата до предела. Вместо этого, трейдеры становятся настолько погруженными в рынок, что приобретают неявную способность мгновенно читать импульсные или ценовые модели. Это формирует идеальное неявное изучение - чтение такого количества моделей в течение дня делает развитие мастерства намного более эффективным. Однако, это также может объяснить почему трейдеры биржевого зала часто испытывают трудности, когда пытаются торговать вне "ямы". Без контекстных реплик, которые помогают им обрабатывать изменения цены и импульса, трейдеры биржевого зала теряют свое преимущество, даже при том, что они могут считать, что используют те же самые, успешные методы торговли.

4. развитие технологий обучения трейдеров - Если мы посмотрим на то, как обучаются специалисты в других областях, мы заметим общий фактор: интенсивный период обучения, во время которого ученик работает в присутствии мастера и постоянно получает инструкции и практику. Взгляните, например, как культивируется мастерство в боевых искусствах. Много лет будет потрачено в школе под началом "сенсея" (тренера) прежде, чем будет присужден черный пояс. Инструкции чередуются с практикой, репетиция методов чередуется с их применением в реальной жизни (например, на турнирах). Современные технологии позволяют создавать разнообразные прогрессивные методики обучения трейдеров, например, чаты с опытными трейдерами, рыночные комментарии в реальном времени и сервисы, позволяющие моделировать реальную торговлю. Я думаю, что в ближайшем будущем уклон все больше будет делаться в сторону всестороннего обучения "школы боевых искусств", которые включают инструкции в реальном времени, практику, и тренировку.

5. развитие технологий для облегчения изучения - Это является моим первостепенным интересом исследований в торговой психологии. Множество исследований предполагает, что изучение происходит через предлобную кору головного мозга, которая также управляет вниманием, концентрацией, планированием и другими исполнительными функциями. Мы также знаем, что дети с неспособностью изучения, значительно более вероятно, чем другие, будут обладать неврологическими дефицитами, связанными с лобными лепестками, включая дефицит внимания беспорядочной гиперактивности (ADHD). Элконом Голдберг приводит данные значительного количества исследований, которые указывают, что мы можем улучшить функционирование нашей предлобной коры головного мозга путем специальных упражнений, подобно тому, как можно формировать мускулатуру в гимнастическом зале. Такие упражнения, например, используются для отсрочки начала и прогрессирования болезни Альцгеймера. Действительно ли возможно развить суперсостояние концентрации и изучения путем умственной гимнастики, как культуристы формируют свою фигуру с помощью тренажеров? Я полагаю, что это возможно. Я в настоящее время работаю с доктором Джеффри Кармен над стратегиями биологической обратной связи, которые измеряют непосредственный местный поток крови к предлобной коре головного мозга. Используя инфракрасные датчики, можно обнаружить изменения температуры лба (размышление увеличивает лобный поток крови), что позволяет трейдерам точно знать, сколько их умственного потенциала доступно им постоянно. Кроме того, они могут изучить стратегии для увеличения потока крови и максимизации своего оптимального состояния изучения. Это позволило бы трейдерам обрабатывать каждый торговый день (или урок) настолько погруженным в процесс, насколько только возможно для формирование более эффективного изучения.

  Мое исследование до настоящего времени предполагает, что состояние сознания, вызванное работой биологической обратной связи мало чем отличается от состояния, в которое люди входят во время гипноза или медитации. Это является состоянием смягченной и сосредоточенной концентрации. Такая структура сознания минимизирует воздействие эмоционального вмешательства в то же самое время, успокаивая вербальный, внутренний диалог, который присущ большей части нашей познавательной жизни. Следуя гипотезе Голдберга, я полагаю, что способность входить в такие состояния сознания может позволить нам эффективно обрабатывать новую информацию, облегчая активизацию правого полушария, даже поскольку это снижает эмоциональное и вербальное вмешательство. Это очень сильно соответствует наблюдениям психолога Михаэля Чижентмихаля о состоянии "потока" среди очень творческих и успешных людей.

  Качество познания может зависеть как от состояния сознания ученика, так и от качества учебного материала.

Заключение

  Я начал эту статью с прямого вопроса: Как достичь мастерства в торговле? Мы увидели, что мастерство часто описывается как результат явного процесса исследования или явного процесса изучения текущих рыночных моделей. Однако, большое количество навыков приобретено неявно, как результат обработки тысяч примеров. Например, маленькие дети изучают язык прежде, чем они могут осознать правила грамматики и фонетики; мы изучаем сложные моторные навыки, вроде удара в бейсболе, не будучи способными формализовать наше знание таким образом, чтобы в точности передать его другому человеку.

  В то время как погружение в исследования и в распознания моделей может действительно привести к достижению мастерства в торговле, выводы Швагера ясно дают понять, что ключевым компонентом в развитии торгового мастерства может быть погружение, а не исследование или модели сами по себе. Если это верно, то усилия в нахождении наиболее лучшей системы торговли или самой много обещающей графической модели являются ложным путем. Что изучать в торговле менее важно, чем как изучать. Если вы хотите стать опытным трейдером, самая многообещающая стратегия состоит в том, чтобы погрузиться в рынки под руководством опытного профессионала. Вы должны обрабатывать пример за примером при реальных торговых условиях, с полной концентрацией, чтобы развивать свою собственную нейронную сеть.

  Я полагаю, что наиболее многообещающее направление торговой психологии - это развитие инструментов и методов для максимизации процессов неявного изучения. Такие методы помогли бы и в приобретении и использовании опыта, обучая трейдеров удерживать состояние сознания, при котором они являются открытыми для неявной обработки информации. Как я надеюсь более детально продемонстрировать в моей готовящейся книге, есть причины полагать, что опытные трейдеры обладают большим знанием и опытом, чем они сами осознают. Это неосознанное знание проявляет себя во время "горячих полос" в торговле и тех замечательных случаев, когда мы "знаем" только то, что рынок делает и соответственно заключаем выгодные сделки. Слишком много трейдеров надеются подражать другим. Тайна достижения успеха, наоборот, может состоять в том, чтобы получить больший доступ к опыту, который мы уже приобрели неявно и научиться использовать все самое лучшее, что в нас уже есть.

  В конце я хотел бы еще раз коснуться результатов исследования Ребера. Помните те искусственные грамматики, которые люди должны были изучить, вроде "MQTXG"? Буквосочетания, которые соответствовали определенным правилам (то есть, "Q" могла следовать только за "М", "T" могла следовать только за "Q" и т.д.) были показаны участникам эксперимента. Участники не знали правил этой грамматики, но после многих испытаний могли выяснить, какие комбинации букв были правильными, а какие нет. Однако, предположим, что правила были изменены в середине эксперимента, так, что, допустим вместо "MQTXG" следовали "NRSYF". Продолжат ли участники показывать неявное изучение?

  Результаты оказались более, чем многообещающими. После многих испытаний с начальной грамматикой, не зная правил, участники выбирают "MQ", "TX" и "QT" в качестве грамматических конструкций при отклонении "QM", "XT" и "TQ". Как только грамматика изменена, участники первоначально теряют способность правильно определять правильные сочетания и их результаты падают до уровня случайных попаданий. Но с достаточным количеством новых испытаний, участники осваивают новую грамматику и способны признать "NR", "SY" и "RS" как правильные и отклонить "RN", "YS" и "SR". Другими словами, люди не только неявно изучают сложные модели, но и продолжают свое неявное изучение, когда модели изменяются. Это имеет огромное значения для развития рыночного опыта. Рынки всегда изменяются, но пока мы остаемся в нашем состоянии изучать их, мы можем к ним приспособиться.

Автор: Бретт Стинбергер
Forex Magazine №57


Развитие мастерства торговли через исследование.
Опубликовано в Forex Magazine N57


 

Forex Magazine №57
статьи из текущего номера

Сравнение различных торговых сессий
• Развитие мастерства торговли через исследование
Антон Табаков: "Мне не хочется быть самым богатым на кладбище"

Бретт Стинбергер
статьи автора

Как сломать эмоциональные модели
Как включить подсознание
Модели рыночного успеха
Поведенческие модели трейдера
Торговля по правилам: психологический аспект
Что такое зона торговли
• Развитие мастерства торговли через исследование
Планирование своих потерь
Метод 'концентрации на решении' в торговле